Французов в нашей стране не жалуют. Что поделать, не полюбил у нас народ французский автопром. Хотя, в своё время, 206 и 307 “Пыжики” становились хитами продаж. И по качеству они не уступали конкурентам. Да, у них были свои огрехи. Но основной же проблемой, мне кажется, стали слухи и байки, которые раздували первые владельцы купленных автомобилей. А учитывая наши национальные особенности, то это стало одним из ключевых факторов, боязненного отношения к французским автомобилям.

В Европе все было иначе. И те же модели от Peugeot, неплохо покупали, кроме того, в ряде стран автомобили получали почетные награды. А ещё, французские машины, охотно снимали в фильмах. Особенно часто, это делали сами французы, что не удивительно.

Поэтому сегодня, я в очередной раз, решил пройтись по классике кино – картине 1965 года, под названием “Фантомас разбушевался”. Это второй из трёх фильмов о Фантомасе с Луи де Фюнесом и Жаном Маре в главных ролях. Фантомас — вымышленный персонаж, преступник, скрывающий своё лицо под маской, один из наиболее известных антигероев французской литературы и кино.

Как и полагается подобным злодеям в маске, герой фильма обладал необычным автомобилем. Это был Citroen DS, главной особенностью которого, была способность летать, благодаря выдвижным крыльям и спрятанному в багажнике, миниатюрному турбореактивному двигателю.

 

Citroen DS – выпускался в период с 1955 — 1975 года, считался автомобилем бизнес-класcа. Всего было собрано 1 455 746 экземпляров. Авто получил неофициальное прозвище «Богиня» из-за того, что DS по-французски звучит так же, как и слово Déesse — богиня. Модель DS заняла третье место на конкурсе «Автомобиль века».

К разработке автомобиля приступили вскоре, после запуска в 1934 году революционного Citroen Traction Avant. Новаторский дух, присутствовавший у каждого руководителя компании, требовал создания преемника. Новый автомобиль должен был стать уникальным во всех отношениях.

Но, начавшаяся война и последующая оккупация Франции в мае 1940 года, спутала все карты руководству Citroen. Всю документацию по будущему проекту решено было спрятать. Однако, работа по созданию нового автомобиля продолжалась, в секрете, малыми силами, без оплаты, на голом энтузиазме. Проектировщики были уверены, что большинство дорожной инфраструктуры Франции будет разрушено после войны и новый автомобиль должен иметь особую подвеску, способную противостоять этому. В 1942 году была разработана уникальная саморегулирующаяся подвеска, работающая от единой гидросистемы. Хотя общие принципы работы такой системы были понятны, их конкретная реализация потребовала решения множества проблем с точностью изготовления деталей, выбором правильных материалов и гидравлической жидкости. Шаг за шагом, постепенно все проблемы были решены.

Передовые взгляды и инновационные решения, за которыми так гналось руководство компании, требовали времени, сил, а самое главное средств, коих не хватало. Поэтому, работы по созданию нового двигателя были свернуты. Альтернативой стал старый мотор от Traction Avant, который в дальнейшем был модифицирован и доработан.

Дизайн автомобиля был строго засекречен. Начиная с 1951 года, прототипы тайно испытывали на пустынных дорогах юга Франции. В апреле 1952 года появились первые фотографии одной из машин, а чуть позже, даны и её полные технические характеристики. Руководство Citroen пребывало в гневе по этому поводу и обратилось в полицию, но журналисты отказались раскрыть источник информации.

 

Официально Citroen DS был представлен на Парижском автосалоне в 1955 году. В первый день премьеры, было получено 12 тысяч заказов. Появление автомобиля стало огромным культурным и политическим событием послевоенной Европы. Его рекламировали все газеты и журналы. Модель DS была показана на Миланском дизайнерском триеннале, в виде устремлённой вверх ракеты, без колес.

Несмотря на яркий дебют, нашлась и ложка дегтя. Атмосфера строжайшей секретности привела к своим проблемам. Первые автомобили были очень ненадежны. Не было руководства по ремонту, и ни кто не знал, как они работают. Владельцы вдруг обнаруживали, что у них не работают ни рулевое, ни тормоза, ни сцепление, ни коробка передач, ни подвеска, а под машиной — большая лужа жидкости. И механики не знали что делать. Однако компания Citroen в кротчайшие сроки решила проблему, снабдив станции техобслуживания справочными материалами, и наладила выполнение гарантийных обязательств.

Управление у Citroen DS было столь своеобразным, что этот вопрос особенно подчёркивался в руководстве по эксплуатации. Старенький двигатель разгонял автомобиль до максимальной отметки в 145 км\ч. Любой обгон или подъём требовали частого взаимодействия с коробкой передач, работа которой не поощряла торопливость. Явные недостатки окупались тем, что мотор был практически не убиваем и при этом, достаточно экономичный.

В 1958 году появились версии автомобиля в кузове универсал и кабриолет – Citroën ID 19 Break и Citroën DS Décapotable.

В 1965 году – автомобиль получил новые двигатели объемом 1.9 и 2.1 литра.

В 1967 году – передняя часть автомобиля была изменена. Появились четыре фары, размещённые под прозрачным колпаком. На дорогих версиях внутренняя пара фар была связана с рулевым управлением и поворачивалась, наружная пара фар была связана с подвеской и корректировала своё положение в зависимости от загрузки автомобиля.

 

Внутренние фары повернуты за колесами

В 1969 году – был построен миллионный автомобиль.

В 1972 году – выпущена версия двигателя с увеличенным объемом до 2.3 литра.

В апреле 1975 года производство автомобиля Citroen DS было прекращено.

Citroen DS — яркий пример всей оригинальности французского автопрома, исключительно в хорошем понимании. Это тот автомобиль, который был построен, не следуя тенденциям, а наоборот, вопреки им. Смелость инженерной мысли, граничащая с техническим авантюризмом и безумием, одновременно помогли компании Citroen добиться успеха и, в то же время, умудрились погубить ее.