1982 год стал важной вехой в мировом ралли. Внесенные в приложение J технических требований FISA изменения говорили о том, что автомобили групп 1, 2, 3, 4 и 5 (а это знаменитые Lancia Stratos, Fiat 131 Abarth, Renault Alpine, Porsche 911 и другие) должны были покинуть чемпионат мира, а их место должны были занять подготовленные по правилам свежеиспеченных групп N, А и В новички. Группа N представлена в чемпионате мира до сих пор – серийные машины, построенные тиражом не менее 5000 экземпляров в год. Группа А – машины, специально подготовленные к гонкам и отличающиеся от своих прототипов, однако при производстве которых не допускалось применение материалов, которых не было на базовом автомобиле. И, наконец, группа В.

Правила группы В позволили компаниям-производителям построить самые настоящие гоночные прототипы, ведь для омологации было достаточно построить лишь 200 экземпляров! С каждым годом машины становились все мощнее и быстрее, некоторые гоночные модели к 1986 году оснащались 500-сильными двигателями. В 1982 году на трассу вышли экипажи на первой машине, построенной по правилам группы В – заднеприводная Lancia Rally 037 – под управлением Аттилио Беттеги и Марку Алена. Дебют прошел на ралли Корсика. На первом же спецучастке Беттега вышел на вторую позицию, опережая и Audi, и Opel. Однако уже на втором спецучастке новенькая Lancia группы В показала свой коварный нрав – после удара о скалу левой стороной автомобиль был разбит вдребезги, а пилот Аттилио Беттега был зажат в кокпите. Лишь через долгих полчаса итальянца извлекли из разбитой машины, после чего он со множественными переломами ног был доставлен в больницу. Первый сезон пилот Lancia Марку Ален закончил на девятом месте, показав, что машины группы В имеют очевидный потенциал. До побед осталось совсем немного времени.

1982 Lancia Rally 037 Stradal

На первый взгляд, Lancia Rally 037 выглядит, как модифицированная Lancia Beta Montecarlo, но это не так! Сконструированный по правилам группы В автомобиль был особенным и весьма сложным. Под давлением менеджера Lancia Competition Чезаре Фьорио Fiat позолил Lancia вернуться в ралли с новым автомобилем, подготовкой которого занималось гоночное отделение Abarth. В мае 1980 года ведущий инженер Abarth Сержио Лимоне суммировал свои предложения: заднеприводный автомобиль, с двигателем без турбонаддува, построенный на базе существующей модели. Донором была выбрана модель Beta Montecarlo.

В июле 1980 года эскизы проекта SE 037 были утверждены. Первый ходовой прототип был построен через полгода – 24 декабря 1980 года. А 14 декабря 1981 года на ежегодной пресс-конференции концерна Fiat Чезаре Фьорио официально представил новое «оружие» – Abarth Project 037, также известный, как Lancia Rally Abarth Martini. А окончательная версия, созданная благодаря тесному сотрудничеству между Lancia, Abarth и Pininfarina, была представлена 2 мая 1982 года на международном автосалоне в Турине: красивый, красного цвета, с агрессивным дизайном, с двухлитровым двигателем, оснащенным компрессором.

 Lancia Rally Abarth Martini

Президент компании Abarth Аурелио Лампреди был сторонником оснащения раллийных автомобилей приводными нагнетателями. Фиорио был на стороне турбонаддува, однако Лампреди пошел своим путем (позднее при работе над Lancia Delta S4 они установили и нагнетатель, и турбонаддув). Abarth уже имел опыт работы над надувными двигателями – в 1979 году на модели Fiat 131 SE 035, а в октябре 1979 года на Giro d’Italia стартовала наддувная Lancia Beta Montecarlo. Выбор Lancia Montecarlo в качестве базы был продиктован нехваткой времени на производство обязательных 200 шасси. Это означало, что машина будет состоять из кокпита и присоединенной к нему пространственной рамой спереди и сзади (для крепления подвески и двигателя). Любопытно, что передняя пространственная рама изготавливалась компанией Abarth, а задняя – фирмой Marchesi из Модены.

Завод Pininfarina снизив темпы производства дорожной версии Lancia Montecarlo, построил 200 модифицированных кокпитов с присоединенными к ним пространственными рамами. Внешний облик новой машины разрабатывался компанией Pininfarina – с учетом различных ограничений, это была нелегкая задача. Изначально специалисты компании пробовали использовать обвес модели Montecarlo, увеличив ширину передней и задней частей, однако затем отказались от этой идеи и создали новый великолепный спортивный «наряд». Все Lancia Rally 037 были построены вручную на небольшом производстве Borgo San Paolo в Турине. 150 дорожных версий были оснащены роскошным салоном, комфортабельными сиденьями и полным комплектом инструментов. Каждая 037-ая была протестирована и настроена менеджером по качеству компании Abarth Джорджо Пианто и подготовлена к продаже.

lancia stradale

В 1981 году было построено 6 прототипов: раллийный тест-кар, омологационный образец, дорожная версия, машина для краш-теста, асфальтовый тест-кар и машина для разработки интерьера. Полноценные испытания раллийного прототипа начались в марте 1981 года. Их проводил все тот же Джорджо Пианто. Развитие первого автомобиля группы В было немного заторможено в июне 1981 года переходом Abarth под полный контроль концерна Fiat. В конце февраля 1982 года была представлена гравийная версия машины. Из 200 машин, построенных для омологации по группе В, 150 были проданы в качестве дорожных версий. Омологация на машину была получена 1 апреля 1982 года. После этого компания Lancia начала строительство 20 машин версии EVO1. А 1 января 1984 года была омологирована Lancia Rally 037 EVO2.

037 – последний автомобиль, выигравший чемпионат мира. Во многом благодаря своей потрясающей управляемости, балансу, простоте и надежности. И сидя за рулем дорожной версии понимаешь, что все это не пустые слова. Недостатки ? Всего лишь один – отсутствие шумоизоляции позволяет вою нагнетателя и бархатному рычанию спортивного выхлопа царить в салоне. Но разве это минус, мчаться во весь опор по любимой загородной дороге под аккомпанемент напоминающий о тех славных временах, когда на трассах царила мощность и безрассудность ? Спортивные сиденья удобны, органы управления расположены оптимально, приборы легко читаются на любой скорости, имеется бардачок и отопитель салона.Эта машина олицетворяет собой строгую функциональность, дополненную выдержанным итальянским дизайном, выдающейся инженерией и раллийным наследением.

1982 Lancia Rally 037 Stradal

Главный соперник Lancia 037 – Audi Quattro . Конечно, 037 отличалась от Audi. Во-первых, недоверие разработчиков к полному приводу привело к тому, что у Lancia 037 он остался классическим, а во-вторых, в силовом агрегате был применён компрессор. Но Lancia 037 изначально была в невыгодном положении перед полноприводными автомобилями. Audi Quattro с её полным приводом могла более эффективно использовать всю мощность, которую ей предоставили правила группы B. Выиграть Lancia чемпионский титул в 1983 году помогла сама Audi — Quattro зарекомендовала себя как ненадёжный автомобиль, большое количество поломок по ходу гонок и сходы из-за технических проблем не позволили ей добиться чемпионского титула, в то время как Lancia, напротив, выступала уверенно и показала себя как более надежный автомобиль. Минусы Audi и Lancia были быстро найдены, и первым, кто воспользовался ситуацией, стал Peugeot 205 Т16. Войны производителей в новом классе только начинались…